В этом году нам предстоит продолжить работу над проблемами, обозначенными в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2014-2020 годы. На начало учебного года сеть образовательных организаций района осталась без изменений. В ее составе 12 общеобразовательных учреждений с 11 филиалами, 16 структурными подразделениями, реализующими программы дошкольного образования, 3 учреждения дополнительного образования – ДДТ, две ДЮСШ. Планируется, что 1 сентября за парты сядут 1368 учащихся, из них 134 первоклассника, детские сады будут посещать 653 воспитанника. Количество детей в школах увеличилось на 11 человек, в детских садах – уменьшилось на 8. С точки зрения долгосрочных социальных и образовательных перспектив наиболее эффективными, как показывает практика, являются усилия, направленные на развитие раннего воспитания и дошкольного образования. За счет модернизации инфраструктуры последнего, проблему очередности в детские сады в районе удалось ликвидировать. В рамках реализации Постановления Правительства РФ налажена электронная система учета детей дошкольного возраста В настоящее время на муниципальном уровне отрегулирован Порядок комплектования и правила приема детей в дошкольные образовательные учреждения, сформирован банк данных по регистрации заявителей для постановки на очередь в детский сад. Исполняется Указ Президента России по доступности дошкольного образования. Так, очередь в ДОУ из детей от 3 до 7 лет отсутствует. Завершается процедура комплектования групп в ДОУ. В этом году в детские сады вновь пошли 105 воспитанников. В течение учебного года деятельность ДОУ была направлена на обеспече-ние непрерывного, всестороннего развития ребёнка, проектирование образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Педагогами ДОУ Н.А. Терентьевой, Е.А. Самойловой (обе д/с «Колосок», с. Хворостянка), К.Б. Дроновой – д/с п. Масленниково были разработаны авторские программы. Анализируя кадровое обеспечение детских садов, можно сказать, что кадрами мы обеспечены не везде стопроцентно: не хватает музыкальных руководителей, специалистов по организации физкультурно-оздоровительной работы. Помня о новых тарифно-квалификационных требованиях к должностям, можно констатировать, что не все помощники воспитателя, которые должны иметь хотя бы начальное профессиональное образование по должности «воспитатель», торопятся обучаться. Хотя такая возможность сейчас есть в Хворостянском техникуме. Среди педагогических кадров высшее педагогическое образование имеют 21%. Среднее специальное образование - 74% педагогов, из них педагогическое - 69%. Таким образом, педагогическое образование имеется у 90% педагогов. Аттестовано 93% педагогов. Из них имеют высшую категорию 32%, первую – 38%, соответствие занимаемой должности – 23%. По сравнению с прошлым годом увеличилось число педагогов, имеющих высшую категорию (на 30%). Детские сады имеют активную жизненную позицию, участвуют в конкурсах самого разного уровня и занимают призовые места. Приоритетной задачей школьного образования остается повышение его качества. По итогам 20162017 учебного года произошло снижение показателя качества образования, и в целом по району он составил 99,6% (был 100%). Снижение произошло за счет понижения абсолютной успеваемости во Владимировской и Студенецкой школах. В течение всего учебного года в школах района велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ГИА-9 и ГИА-11. Анализ результатов государственной итоговой аттестации за курс основной школы показал, что обучающиеся получили знания и умения по предметам школьной программы. Это подтвердили результаты ГИА-9. До итоговой аттестации были допущены 100% обучающихся 9 классов в количестве 128 человек. Результаты ГИА-9 показывают, что уровень подготовки школьников 9-х классов по русскому языку достаточный: 80% обучающихся справились с работой на «хорошо» и «отлично», средний балл составил 4,1. По математике 64,8% ребят справились с предложенной работой на «хорошо» и «отлично», средний балл – 3,8. На экзаменах по выбору за курс основного общего образования в 2016-2017 учебном году выпускники выбрали 7 предметов: химию, информатику, био
логию, обществознание, историю, физику, географию. Наиболее популярными предметами были обществознание (58,5%) и биология (53,9%). Среди предметов по выбору самый высокий процент качества - 100% по истории и химии, 89,3% - по обществознанию, 79,7% - по биологии, 61% - по физике, 60% - по информатике, самый низкий - 51,8% - по географии. Но по сравнению с прошлым учебным годом результаты ГИА по предметам по выбору улучшились. Почти на всех экзаменах по выбору учащиеся подтвердили свои годовые отметки. Аттестат об основном общем образовании получили все учащиеся (100%), с отличием - 5 человек. Массовое участие выпускников в ЕГЭ по общеобразовательным предметам придает его итогам особое значение. Результаты ЕГЭ становятся основным источником информации об уровне общеобразовательной подготовки школьников. До итоговой аттестации за курс средней школы были допущены 100% обучающихся 11-х классов в количестве 41 человек.
Выпускники сдавали 2 обязательных экзамена по русскому языку и математике (базовый или профильный уровень) в форме ЕГЭ, необходимые для получения аттестата о среднем общем образовании. Экзамены по остальным предметам сдавали на добровольной основе по своему выбору.
Один предмет по выбору сдавали 12 выпускников (29,3%), два предмета – 24 выпускника (58,6%), три предмета сдавали 4 выпускника (9,7%) и четыре предмета по выбору - один выпускник (2,4%). В сравнении с прошлым учебным годом результаты по всем предметам, кроме химии и биологии, улучшились. 8 человек получили медаль «За особые успехи в учении» (19,5%). Эти выпускники на протяжении всех школьных лет показывали высокие результаты по предметам, активно участвовали в олимпиадах и научнопрактических конференциях. Результаты единого государственного экзамена показали, что ребята получили свои медали заслуженно. Уже давно все понимают, что результат образования – это не только цифры успеваемости и баллы ЕГЭ. Это способность ребёнка применить полученные знания не только на уроке, но и представить их в различных интеллектуальных состязаниях. И это делалось с успехом на протяжении всего учебного года. Кадровый педагогический состав района на протяжении нескольких лет остаётся стабильным. В образовательных учреждениях района работают 149 педагогов, из них имеют: высшее образование – 110 человек (74%), среднее специальное – 39 человек (36%), высшую и первую категорию 113 педагогов (76%). 108 учителей (73%) - выпускники школ муниципалитета. Стоит отметить, что есть отдельные педколлективы, которые не готовы к участию в конкурсах областного уровня и на протяжении ряда лет «отсиживаются» за спинами коллег. Руководителям учреждений необходимо разработать систему работы по повышению мотивации педагогов, как для прохождения процедуры аттестации, так и по участию их в различных профессиональных конкурсах, так как от этого напрямую зависят показатели эффективности работы образовательного учреждения. В новых образовательных стандартах уделяется большое внимание физическому здоровью и развитию обучающихся. Поэтому при установлении требований к условиям реализации программ необходимо больше внимания уделять качественной
организации сбалансированного питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий детей. Образовательные учреждения имеют все необходимые условия, позволяющие обеспечить право детей на дополнительное образование. В районе достаточное количество спортивных объектов для занятий физической куль
турой и спортом. В текущем году в образовательных учреждениях района продолжилась сдача норм ГТО. Из 1352 учащихся на сайте по выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» зарегистрировались всего 240 человек (менее 18%). Из них участвовали в тестировании 64 школьника (5%). Выполнили нормы ГТО и получили золотой знак – 11 человек. Необходимо в этом учебном году активизировать работу по привлечению учащихся всех возрастных групп к сдаче норм ГТО. Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, воспитателей, учителей, других работников. Мы вместе должны сделать всё, чтобы ребёнку в любой школе, детском саду, учреждении дополнительного образования было комфортно, безопасно, чтобы в свою школу или детский сад он шёл с радостью. Мы должны создать атмосферу доброты, уважения ко всем участникам образовательного процесса. Хотя прекрасно сознаём и понимаем, что есть проблемы, но, вместе с тем, коллеги, мы должны переступить через все сложности ради одного – личности ребёнка, завершила свое выступление начальник районного отдела образования. В обсуждении доклада приняли участие: куратор по воспитательной работе Романовской школы Л.И. Косова с сообщением по теме «Трудовое обучение в школе»; учитель географии Новотульской СОШ Е.М. Писарева, рассказавшая об экологическом воспитании школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности, и воспитатель детского сада п. Прогресс М.Е. Шалина, представившая аудитории доклад на тему «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС». Педагогическое сообщество м.р. Хворостянский в этот день поприветствовала с Днем знаний прибывшая на мероприятие начальник отдела развития образования Юго-Западного управления Г.Г. Чуркина. Одной из первоочередных задач системы образования в стране, по мнению руководства федерального министерства, является воспитание школьников, второй – обучение, подчеркнула Галина Григорьевна. Она предложила педагогам района еще активнее участвовать в работе детских общественных организаций, в частности, российском движении школьников и развитии инновационного движения. Завершив свое выступление, гость праздника приступила к приятной церемонии чествования отличившихся педагогов. Грамотами министерства образования и науки Самарской области были на
граждены директор Хворостянской школы О.А. Савенкова и учитель математики Масленниковской школы Г.В. Гомонова. Грамотами Юго-Западного управления отмечен труд директора Новокуровской школы В.Е. Гниломедовой, директора Масленниковской школы Н.И. Шустовой, учителей - русского языка и литературы В.М. Деминой (с. Новокуровка), географии Е.М. Писаревой (с. Новотулка), начальных классов Л.Л. Ермолиной (с. Абашево), английского языка С.Н. Жарковой (с. Владимировка), физики Г.В. Грызловой (с. Хворостянка), начальных классов Д.В. Радаевой (с. Студенцы), О.В. Нестеренко (с. Романовка), С.Г. Самойловой (с. Хворостянка), С.Н. Петрушкиной (нач. школа № 1), химии Н.Б. Акмаевой (п. Прогресс), истории и обществоведения А.В. Шипковой (п. Масленниково), воспитателя У.А. Ерканалиевой (п. Прогресс), учителя-логопеда Н.А. Терентьевой (д/с «Колосок»), педагогаорганизатора М.В. Сафроновой (ДДТ), руководителя детского коллектива «Берестечко» З.Д. Абсалыховой (ДДТ), методиста ДЮСШ А.В. Яфуниной. Затем на сцену организаторы торжественного мероприятия пригласили главу муниципалитета В.А. Махова, охарактеризовавшего систему районного образования – финансирование, кадровую политику и главные направления профессиональной деятельности. Закончив доклад, руководитель муниципального образования наградил лучших представителей педагогического сообщества. За многолетний добросовестный труд и большой вклад в организацию и совершенствование учебного и воспитательного процесса нагрудные знаки «За заслуги перед Хворостянским районом» были вручены начальнику районного отдела образования Т.Г. Викторовой, учителю начальных классов п. Соловьево О.Ю. Эйснер и руководителю СП д/с «Колосок» Г.М. Терентьевой. Грамотами главы района на педконференции также наградили директора начальной школы № 1 с. Хворостянка Н.М. Бычкову, директора Романовской школы Н.Ф. Зубову, учителей – биологии С.Ю. Вдовину (с. Новотулка), математики И.А. Филатову (с. Абашево), начальных классов Е.Н. Лигостаеву (с. Новокуровка), математики М.А. Севрюгину (с. Студенцы), С.С. Сахнову (п. Прогресс), социального педагога И.М. Ильину (с. Хворостянка), преподавателя информатики П.Ю. Кошина (ХГТ), воспитателей – К.Б. Дронову (п. Масленниково), Л.В. Кофанову (с. Романовка), Е.Ю. Ермакову (нач. школа № 1), М.Е. Шалину (п. Прогресс), Л.А. Костикову и В.Н. Григорьеву (обе д/с «Колосок»), педагога доп. образования В.Н.
Рындина (ДДТ) и учителялогопеда Е.А. Самойлову (д/с «Колосок»). Не обошлось в этот день, следуя давним традициям, без чествования ветеранов педагогического труда, отметивших юбилей. Золотой учительский фонд района сердечно поздравил и вручил памятные подарки зам. главы муниципалитета по социальным вопросам С.А. Пичугин. Под аплодисменты зала на сцену поднялись В.И. Петрухина, Л.А. Крайнова, В.И. Лактаева, Е.И. Артамонова, Л.А. Вишнякова и Н.П. Попова, отдавшие лучшие годы своей жизни и частичку своего сердца нашим детям. В дружную семью педагогов района приняли как водится, молодых специалистов. На этот раз их было немного – выпускницы Самарского государственного социально-педагогического университета С.С. Пушкарева и Ю.С. Савельева. С напутственным словом к ним обратилась учитель биологии Масленниковской школы М.В. Кабанова: «Вы очень счастливые люди, потому что выбрали самую замечательную и трудную профессию. Недаром говорят, что учитель – это больше, чем профессия, это призвание. Будьте всегда уверены в себе, любите тот предмет, который преподаете и тех, кому вы его преподаете. Помните, что ученик – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь!». Держа ответное слово, С.С. Пушкарева выразила слова благодарности Губернатору Самарской области Н.И. Меркушкину за предоставление мер социальной поддержки молодым специалистам, а также всем коллегам за теплый прием и сердечные напутствия. Председатель райкома профсоюза работников образования Т.А. Данилова тепло поздравила педагогов-юбиляров и тех, кто отмечал день рождения 28 августа. Для любимых и уважаемых учителей на конференции прозвучало немало музыкальных сувениров в исполнении творческих коллективов ДДТ, которые подняли всем праздничное настроение.
О. БАКУЛИН. Фото С. Талюка.
|