Александр Иванович родился в селе Новотулка 1 сентября 1937 года в крестьянской семье. Возможно, что день рождения предвещал его судьбу. С ранних лет он был любознательным и самостоятельным. В семье росли шестеро ребятишек, двое умерли в годы Великой Отечественной войны. Мама Александра Ивановича занималась воспитанием детей, отец воевал на фронте в звании офицера, прошёл всю войну, форсировал Днепр, а после ее окончания занимал ответственные должности в Хворостянском, Безенчукском и Приволжском районах. Александр Иванович успешно окончил Новотульскую среднюю школу. В школьные годы увлекался математикой и самостоятельно овладел музыкальной грамотой, научился играть на многих музыкальных инструментах. Окончив школу, А.И. Астапов поступает в Куйбышевский педагогический институт на физико-математический факультет. Активно участвует в самодеятельности и во всех общественных мероприятиях. После 1-го курса его призывают в армию. Служил в Эстонии, в морской авиации. После службы возвратился в родные края, в село Хворостянка, куда переехала семья в связи с новым назначением отца.После армии его интересы меняются. Александр Иванович поступает на заочное отделение исторического факультета пединститута. В 1961 году направляется учителем в Прогресскую школу, а в 1967-м назначается на должность директора, в которой он проработал 30 лет и проявил себя творческим педагогом, грамотным, высококвалифицированным специалистом. Как учитель истории, Александр Иванович формировал у своих учеников такие качества, как самостоятельность, конструктивность и оригинальность мышления, развивал индивидуальные способности. Глубокое знание научного материала, методики преподавания истории и живое эмоциональное объяснение позволяли ему сочетать научность с доступностью и ясностью изложения. Учитель и руководитель всегда заботился о благоприятной атмосфере в школе, доброжелательной обстановке взаимопонимания, вовлекая педагогов в разнообразную деятельность, учитывая при этом их способности и увлечения, создал сплоченный, работоспособный педагогический коллектив, в котором многие педагоги являются выпускниками школы. Образовательное учреждение, возглавляемое Александром Ивановичем, долгие годы являлось базовым по внедрению и распространению передового педагогического опыта. Им была создана хорошая материально-техническая база школы. Это позволяло внедрять современные технологии обучения. Каждый кабинет был эстетично оформлен и оборудован техническими средствами. Особое внимание директор уделял развитию комплексной воспитательной программы, реализация которой позволила добиться высоких показателей в физическом и духовном развитии учащихся. Результатом образцовой работы стало участие детей в фестивалях, конкурсах, смотрах, соревнованиях на районном и областном уровне. Школа, которой руководил Астапов Александр Иванович, была одной из лучших среди образовательных учреждений Куйбышевской области. Здесь часто проводились семинары для учителей и руководителей района и области, на экскурсию приезжали коллеги из Саратовской области. Одной из первых в регионе звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» получила преподаватель истории Дмитриева Вера Андреевна, четыре педагога были награждены орденами, трое получили звание «Отличник народ
ного просвещения», пятеро награждены отраслевыми грамотами. А его ученица и преемница, автор этих строк, одна из первых в губернии удостоена звания «Заслуженный учитель Самарской области». Александр Иванович Астапов - активный общественник, на протяжении ряда лет он избирался депутатом райсовета, был членом райкома КПСС. В своей деятельности руководствовался принципами ответственности, доброжелательности. Уравновешенный и принципиальный, всесторонне-эрудированный Александр Иванович до сих пор пользуется большим авторитетом среди коллег, учеников и жителей посёлка. За добросовестный труд, значительный вклад в развитие системы образования ему присвоены почётные звания: «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Ветеран труда». С 2000 года он на заслуженном отдыхе. Говоря о творческой деятельности, нельзя не сказать, что Александр Иванович прекрасно играет на гармони, баяне, аккордеоне, пианино, гитаре, мандолине. Он любит историю, литературу, музыку, восхищается всем прекрасным. Самозабвенно с детских лет увлечен поэзией и пишет как стихи, так и прозу. В основу сюжета большинства произведений положены реальные события и образы земляков. Поэт пишет о хворостянских далях, родном поселке, героях-земляках. А.И. Астапов прекрасный художник, музыкант, поэт и композитор, в его работе нет мелочей. В 2007 году Александр Иванович стал лауреатом первого областного зонального фестиваля «Гармонь певучая». 22 апреля 2010-го вместе с женой Ниной Михайловной одержал победу в районном конкурсе военно-патриотической песни «Голоса Победы» в номинации «Поющая семья». Главными своими наградами считает благодарности учеников и коллег, которые стали юристами, врачами, нефтяниками, предпринимателями, военнослужащими и просто хорошими людьми. Вот что вспоминают выпускники: «Наш класс вместе с Александром Ивановичем около школы разбивал площадку для футбольного поля, по периметру которого посадили берёзки, а перед школой сосны. Всё это происходило под его чутким руководством. Не будь у него энтузиазма, возможно, не было бы сегодняшней красоты и ухоженности этого «храма знаний». В школе есть книга отзывов, в которой оставили свои впечатления многие ее гости, среди них ректор СГТУ, педагоги городских и сельских школ, ветераны Великой Отечественной войны, выпускники школы. Вот один из откликов: «Астапову Александру Ивановичу. Берегите своё сердце – оно очень нужно детям. И мне тоже. Спасибо Вам за то, что Вы есть!» - журналист «Волжской коммуны» Маркушина Т.К., 1986 год. Александру Ивановичу посвящают стихи и песни: «Уж выросли дети – внучата растут, А в сердце по-прежнему радость и грусть. Всю душу свою он в работу вложил И правильно, честно прожил эту жизнь». Зинатулина С.А., 1997 год. Вспоминаю, когда пришла работать в школу, то поначалу даже побаивалась, когда на мои уроки и мероприятия приходил Александр Иванович, а потом поняла, что он приходит не критиковать меня, а помогать, дать дельный совет, поделиться опытом. Он уважаемый человек в нашем посёлке, с него всегда и во всём можно брать пример. Александр Иванович – очень ответственный и трудолюбивый. Меня всегда поражало, с какой тщательностью и кропотливостью он относится к любому делу. Жизненный путь Александра Ивановича – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Он высокообразованный, разносторонний человек, внесший большой вклад в образование и воспитание подрастающего поколения. Он до сих пор удивляет своей искренностью, оптимизмом, неравнодушием к тому, что происходит вокруг. Даже уйдя на заслуженный отдых, Александр Иванович интересуется жизнью своих бывших учеников. Радуется их успехам и огорчается неудачам. Бывшие ученики его любят, уважают, звонят, потому что он всем раздарил частички своего доброго сердца.
Н.И. Савенкова, учитель истории Прогресской школы.
|